Закрыть ... [X]

Сценарий для ролевых

сценарий для ролевых

Главная > Библиотека материалов > Еврейские праздники > Годичный цикл > Еврейские праздники: программа для детских садов

Основная идея программы — включение детей и родителей (которых предполагается по возможности привлекать к подготовке сценических постановок) в годовой круг еврейского календаря, в неповторимую атмосферу жизни еврейского государства, в его древнюю культуру. Это происходит за счет того, что в детском саду отмечают не только традиционные государственные праздники, но и еврейские. Таким образом у детей появляется больше поводов повеселиться самим и порадовать родителей, а у взрослых — почувствовать гордость за своего ребенка и хорошо провести время вместе с ним.

Программа подготовлена для разновозрастной группы, но подходит и для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Цели программы:

  • через праздники, сказки и притчи познакомить ребят с сокровищами тысячелетней культуры и  воспитать к ней интерес;
  • выработать уважительное отношение к земле Израиля, к ее традиям и народу;
  • в игровой атмосфере добиться того, чтобы дети стали более свободными и раскованными в общении, овладели навыками рассказчика, приобрели интерес к сценическим постановкам.

Задолго до очередного праздника детям подробно объясняют, какова его связь с историческими событиями, в чем заключается его культурная подоплека и как именно его принято отмечать: говорят об обычаях, о традиционных увеселениях и играх и о еде, которую подают к столу в соответствующие дни. Предвкушая грядущее торжество, дети с удовольствием узнают новое и охотнее проявляют себя.

Полученные знания можно закрепить с помощью игр, участвуя в которых, ребята смогут выучить названия незнакомых им предметов и почувствовать себя героями историй, связанных с тем или иным праздником. Примеры таких игр вы найдете здесь.

Подготовка продолжается 2–3 недели. Дети проникаются важностью того, что им предстоит: они хотят быть настоящими артистами («как в кино»), сделать подарок родителям, оправдать ожидания воспитателей.

Важно, что ребята, многократно проигрывая дома части спектакля и заучивая песни, привлекают тем самым внимание взрослых и что с их помощью старшее поколение тоже получает новые знания. Кроме того, у родителей появляется интересная тема для разговоров с детьми, повод расспросить их и похвалить.

Само торжество предполагается проводить в пятницу вечером, сочетая его с самым главным событием еврейской жизни — шаббатом.

Отметим, что даже после праздника ребята зачастую в свободной форме проигрывают полюбившиеся сцены из спектакля, к примеру, во время прогулки. Такая растянутость всего процесса во времени помогает им лучше усвоить полученные знания.

Для того чтобы измерить результат вашей работы в каждом конкретном случае, мы предлагаем следующие методы:

  • объективное наблюдение воспитателей за процессом подготовки и проведения праздника, за реакцией родителей;
  • последующее общение с детьми. 

В рамках программы обычно удается провести следующие праздники:

Их вы сможете отметить с ребятами в вашей группе: поставить спектакль, поиграть, порукодельничать. Мы предлагаем вам кое-какие идеи (их вы найдете, кликнув на соответствующий пункт из списка выше), оттолкнувшись от которых, вы сможете составить свой оригинальный сценарий торжества.

Существуют, однако, и другие праздники. Они выпадают на лето, и провести их в группе не получается. Обычно мы рекомендуем рассказать о них детям, хотя нельзя ожидать, что информация о них усвоится так же успешно, как и о праздниках, которые ребята отмечают все вместе. 

 

Рош ha-Шана ↑

Рош hа-Шана — еврейский Новый год, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю (то есть в сентябре или в октябре). Тогда начинается отсчет дней нового еврейского года.

Рош hа-Шана относится к числу наиболее важных еврейских праздников. Считается, что в эти дни Б-г судит весь мир и на небесах выносится решение: кому — жить, а кому — умереть, в богослужении преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее искренняя вера в то, что Г-сподь желает всем добра и благополучия, превращает Рош hа-Шана в праздник.

В эти дни верующий отдает самому себе и Создателю духовный отчет за все свои действия, слова и мысли в ушедшем году и принимает решение, как исправить свои проступки, как вернуться к Б-гу.

В первый вечер люди приветствуют друг друга пожеланием быть вписанными в Книгу жизни. Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую халу), над которым было произнесено благословение, в мед, чтобы наступающий год стал сладким. Существует также обычай на Рош hа-Шана есть яблоки с медом, гранаты, рыбьи головы. 

Сказка об Аврааме и его сыне Исааке

Мы предлагаем сценарий спектакля, действующими лицами которого являются Авраам и его сын Исаак. Это персонажи, истории о которых традиционны для Рош ha-Шана. Также мы упоминаем о еде, которую подают к еврейскому новогоднему столу. Подобная интерактивная форма подачи информации поможет детям запомнить что-нибудь о Рош ha-Шана.

Сценарий спектакля написан на основе «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, на прекрасный язык которого превосходно ложится любая история.

Музыкальный руководитель вашего детского сада вместе с воспитателями, обладающими творческим потенциалом и желающими участвовать в подготовке праздника, могут обработать его для постановки: подобрать фонограммы, свет, костюмы (к этому можно и нужно подключать родителей).

Скачать сценарий в формате.pdf.

 

Йом-Кипур ↑

Йом-Кипур — самый важный из праздников иудаизма, день поста, покаяния и отпущения грехов.

Он отмечается десятого тишрея (то есть в сентябре или в октябре) и завершает Десять дней покаяния.

Основная тема Йом-Киппура — искупление и примирение. Этот праздник воспринимают как наиболее святой и торжественный из всех. К примеру, многие светские евреи, обычно не соблюдающие религиозные законы, придерживаются поста, то есть  полностью отказываются от еды и питья.

Считается, что в этот день окончательно определяется судьба человека в наступающем году. Как видите, данный праздник тесно связан с Рош ha-Шана, во время которого, согласно верованиям иудаизма, на небесах выносится первоначальное решение относительно будущего для каждого из нас.

Традиционно в этот день люди желают друг другу «хорошей записи» в Книге жизни и легкого поста, а также просят прощения друг у друга и у Б-га. 

С детьми на Йом-Кипур мы собираемся в общий круг по нескольку раз в день. Во время таких собраний мы разговариваем о хороших и о плохих поступках, о правде и о лжи, и о том, как важно просить прощения и делать это сценарий своевременно и самому. 

В своей группе вы можете установить хорошую традицию, связанную как раз с тем, чтобы содержание подобных бесед лучше усвоилось ребятами. Заведите копилки, куда дети смогут опускать записки и рисунки, относящиеся к запомнившимся им поступкам, в основном своим. Это могут быть извинения, впечатления и всевозможные заметки. Такие копилки делают внешне похожими на книги: черная предназначается для плохих поступков, золотая — для хороших, голубая — для пассивных.

Книги-копилки сделайте вместе с детьми. Это повысит их ценность в глазах ребят. Помимо этого, создание поделок не только развлекает детей, но и помогает им развиваться. 

 

Суккот ↑

Суккот, или Праздник кущей, начинается пятнадцатого тишрея и продолжается семь дней. Он выпадает на сентябрь или октябрь. Это время, когда земледельцы, завершив сбор урожая, могут отдохнуть до первых дождей.

Суккот отмечают в память о кущах (слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер» или «шалаш», или «кущи»), в которых жили израильтяне в пустыне после исхода из Египта.

В Торе указано: «В сукке живите семь дней». Это означает, что на протяжении семи (а за пределами Израиля восьми) дней верующие должны жить только в шалаше. Сегодня уже мало кто действительно поступает так на протяжении всего праздника. Обычно семья только обедает в сукке.

Также Суккот связан с особым ритуалом — «вознесением лулава». Лулавом называется как лист финиковой пальмы, так и весь набор из четырех растений, куда помимо пальмового листа входят этрог, мирт и ива. Каждое из этих растений символизирует определенный тип людей, а букет решение Б-га соединить всех людей в один народ, чтобы они помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Согласно другому толкованию, каждое из растений — определенная часть человеческого тела. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного Творцу. 

Суккот станет для ребят в вашей группе целым приключением. Вместе с ними постройте из нарисованных листьев шалаш, украсьте его и обедайте внутри согласно заповеди. Получившиеся украшения для шалаша можно также отвезти в синагогу, если в вашем детском садике есть возможность организовать поездку туда.

Мы предлагаем вам идею одного из таких украшений. Вы можете воспользоваться ею, а можете вместе с ребятами придумать что-то свое. 

Пчелки на Суккот   

Для изготовления одной пчелки понадобится:

  • рулончик из-под туалетной бумаги;
  • туалетная бумага;
  • желтая папиросная бумага;
  • бумага другой фактуры или нетканый материал черного цвета;
  • плотная писчая бумага;
  • целлофановый пакет;
  • двусторонний скотч;
  • клей;
  • ножницы;
  • карандаши или фломастеры. 

Справится с поделкой смогут дети от четырех лет. 

  1. Из туалетной бумаги скатайте плотный шарик размером чуть больше отверстия в рулончике. Оберните его желтой папиросной бумагой. Это голова нашей пчелки.
  2. С помощью двустороннего скотча закрепите получившуюся голову в отверстии рулончика из-под туалетной бумаги. Теперь у пчелки есть тело.
  3. Набейте рулончик плотной писчей бумагой. Следите, чтобы часть ее осталась торчать у пчелки сами понимаете откуда. Придайте этой части форму жала.
  4. Оберните тело пчелки желтой папиросной бумагой. Из черной бумаги или нетканого материала вырежьте полоски и приклейте их поперек туловища пчелки.
  5. Этим же материалом оберните жало, из него же — скатайте маленький шарик и приклейте к голове пчелки. Это ее носик. У настоящей пчелы носа, понятное дело, нет, но у нашей пчелки он будет. Так ее мордочка станет симпатичнее.
  6. На писчей бумаге нарисуйте глазки. Вырежьте их и приклейте к голове пчелки. (Для этой цели прекрасно подойдут и покупные глазки, которые можно найти в магазинах с фурнитурой.)
  7. Из целлофанового пакета вырежьте крылья и с помощью двустороннего скотча прикрепите их к телу. 

Ваша пчелка готова! С помощью шпагата вы можете собрать мобиль из нескольких пчелок — он послужит замечательным украшением для сукки. 

 

Шмини Ацерет и Симхат Тора ↑

Шмини Ацерет и Симхат Тора праздники, следующие сразу за Суккотом и выпадающие таким образом на сентябрь или на октябрь. В диаспоре, где праздничных дней всегда два, двадцать второе и двадцать третье тишрея, первый день целиком посвящают Шмини Ацерет, а второй день Симхат Тора. В Израиле же оба праздника выпадают на один день.

Шмини Ацерет восьмой, завершающий день Суккот. Он считается отдельным праздником, освобождающим от необходимости выполнять заповеди Суккота, а именно сидеть в сукке и производить обряд «вознесения лулава».

В день Симхат Тора завершается годичный цикл чтения Торы. Моше заповедал Израилю читать Тору по субботам, а мудрецы последующих поколений разделили ее на пятьдесят четыре главы (по числу недель в високосном году), и установился обычай прочитывать ее ровно за год. Завершив чтение последней главы, принято тут же переходить к первой, чтобы подчеркнуть тем самым непрерывность и вечность Торы.

Помимо этого, на Симхат Тора в синагогах устраивают акафот торжественное шествие со свитками Торы. Оно сопровождается танцами и всеобщим ликованием. 

На Симхат Тора займитесь вместе с вашими ребятами изготовлением поделок: свитков Торы и украшений для них. Такие свитки можно смастерить из рулончиков из-под бумажных полотенец, картонных основ из-под фольги или из-под пищевой пленки.

С детьми постарше, которые уже держат карандаш, вы можете заняться чеканкой на медной фольге.

Лист фольги положите сверху на кусок коробочного картона. С помощью шариковой ручки, которая уже не пишет, или маленькой деревянной палочки нарисуйте в центре какой-нибудь несложный символ, например, Звезду Давида в круге. Заверните края фольги так, чтобы лист стал похож на свиток. Из той же фольги сделайте коронки для свитка. Получится очень нарядная поделка.

Впрочем, занятие можно найти не только для старших ребят, но и для маленьких деток.

Вам понадобится красивый картон: перламутровый или металлик. Узорчатый для таких целей не подойдет. Вырежьте из него трафареты в форме свитков с коронками (можно в форме отдельных коронок, можно в форме яд — указки, которой пользуются при чтении свитка Торы). Порежьте на кусочки фантики от конфет. Приклейте их, не соблюдая никакого порядка, на лист белого картона. У вас получится яркая, праздничная аппликация. Сверху с помощью степлера прикрепите трафарет. Поделка готова!

Также в пятницу, ближайшую к Шмини Ацерет и Симхат Тора, мы устраиваем чаепитие с родителями. Оно сопровождается небольшим концертом с песнями, посвященными осенним праздникам.

 

Ханука ↑

Ханука — восьмидневный праздник, начинающийся двадцать пятого кислева и выпадающий таким образом на декабрь по григорианскому календарю. Он был установлен в память о чуде, которое произошло при очищении Иерусалимского храма после того, как греко-сирийские войска были разгромлены и изгнаны с Храмовой горы.

В 198 году до нашей эры Иудея, которая еще полтора века назад добровольно перешла под власть Александра Македонского и отказалась тем самым от независимости, оказалась в руках династии Селевкидов. По прошествии некоторого времени те принялись навязывать евреям свою — а были они ассирийскими греками, — философию и культуру. Особо жесткие формы эта политика приняла во времена правления Антиоха IV Эпифана: он захватил Храм и отправил в Сирию священную храмовую утварь. Происходило это в 170–169 годах до нашей эры, а уже через пару лет в Иудее вспыхнуло восстание под предводительством семьи Маккавеев. За три года повстанческая армия, чье превосходство заключалось не в численности и не в хорошем вооружении, а только лишь в мудром руководстве, вытеснила завоевателей с территории страны и освободила Иерусалим.

Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня в течение одного лишь дня. Однако чудесным образом огонь в Меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм.

В память об этом событии каждый вечер в течение Хануки люди зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее до восьми. Для этого используют специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

В дни Хануки принято давать детям деньги, готовить картофельные оладьи и играть в специальный ханукальный волчок — дрейдл, на каждой грани которого — по еврейской букве. Это первые буквы слов, составляющих предложение «Чудо великое было там» (в Израиле — «Чудо великое было здесь»). 

Ханукальный Мюзикл

Мы предлагаем вам сценарий мюзикла. Это веселая история с фразами на иврите, а также с песнями, некоторые из которых рассказывают о Хануке, и с танцами. В постановке упоминаются атрибуты праздничного стола, который накрывают на этот праздник. Подобная интерактивная форма подачи информации поможет детям запомнить что-нибудь о Хануке.

В мюзикле используются мелодии песен, может быть, и неизвестные ребятам в вашей группе, но зато хорошо знакомые их родителям.

Музыкальный руководитель вашего детского сада вместе с воспитателями, обладающими творческим потенциалом и желающими участвовать в подготовке праздника, могут обработать его для постановки: подобрать фонограммы, свет, костюмы (к этому можно и нужно подключать родителей). 

Cкачать сценарий в формате.pdf.

 

Ту би-Шват ↑

Ту би-Шват — это Новый год для деревьев. Считается, что, увидев праздник Нового года, который Б-г даровал людям, растения преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и у них появилось что-то подобное. Их просьба не осталась без ответа. Так появился праздник Ту би-шват. Его отмечают пятнадцатого швата (то есть в январе или в феврале по григорианскому календарю), потому что приблизительно в это время деревья в Израиле просыпаются от зимней спячки.

Основное назначение праздника в том, чтобы отделить плоды одного года от плодов дрyгого. Такая необходимость существовала, так как в древнем еврейском государстве было принято, как предписывает Тора, отделять в пользy священников и левитов, занятыx слyжбой в Храме, а также в пользy бедныx по десятине от урожая каждого года.

Помимо этого, Ту би-Шват считается днем, помогающим определить возраст растения, своеобразным днем рождения. Древний закон запрещал пользоваться плодами дерева в течение трех лет после того, как оно начало их давать. В этом проявлялось уважение человека к растению, которое кормит его.

Ту би-Шват — это полупраздник: в этот день нет запретов на работу, и он не отмечен призывом к веселью. Однако сложились некоторые традии, в соответствии с которыми его отмечают. В этот день в Израиле дети и взрослые участвуют в массовых посадках деревьев. Надо отметить, что этот обычай прижился и среди евреев в Соединенных Штатах.

Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Среди них: пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир и гранат плоды, упомянутые в Торе. Однако ими не ограничивается список продуктов, которые принято подавать на стол в Ту би-Шват. В некоторых традициях считается, что нужно вкусить пятьдесят плодов! 

Организуйте застолье с ребятами из вашей группы и их родителями. Традиционная трапеза многим придется по вкусу. Постарайтесь, чтобы на праздничном столе оказалось как можно больше разнообразных плодов. Будет здорово, если удастся подать все фрукты и злаки, упомянутые в Торе. Усевшись за стол, можно всем вместе спеть несколько песен. Это разнообразит праздник, сделает его более торжественным.

Посадите что-нибудь вместе с ребятами. Для этих целей вам очень подойдет лук, а также семечки и фасоль. Прорастите их. Не забудьте предварительно замочить, чтобы подготовить к посадке.

Ребята внимательно следят за жизнью растения, ухаживают за ним и поливают его едва ли не по десять раз на дню. Потом они с большим удовольствием жуют проросший лук и зелень свой честно заработанный урожай.

 

Пурим ↑

Пурим — праздник, который был установлен, согласно библейской книге Эстер, в память о чудесном спасении евреев Персидской империи от Амана-амаликитянина, задумавшего истребить их. Аман был придворным правившего в те времена Ахашвероша и уговорил того подписать указ о геноциде в отместку за то, что Мордехай, родственник жены царя, отказался преклонить колени перед ним, любимцем персидского правителя. Он бросил жребий, чтобы назначить месяц изничтожения евреев. Название праздника, увековечившего неудачу Амана, происходит от слова «пур», что означает «жребий» в переводе с аккадского.

Пурим отмечается по окончании поста Эстер, то есть четырнадцатого, а в древних городах Земли Израиля и пятнадцатого адара. Эти дни Мордехай и Эстер провозгласили «днями пиршества и веселья». Таким образом, мы отмечаем Пурим в феврале или в марте по григорианскому календарю.

Главная часть празднования — публичное чтение книги Эстер во время вечерней и утренней молитвы в синагоге. При произнесении чтецом имени Амана присутствующие поднимают шум топаньем ног, свистом и специальными трещотками, выражая таким образом ненависть и презрение к памяти злодея.

В Пурим принято давать деньги нуждающимся и приносить друг другу сладости и сладкую выпечку. На стол к празднику подают особое треугольное печенье со сладкой начинкой: с маком или с вареньем. Оно называется «кармашки Амана» или «уши Амана».

Пурим — карнавальный праздник. Особый жанр этого праздника — пуримшпиль, или пуримский спектакль. Он исполняется одним или несколькими актерами во время праздничной трапезы. 

Пуримшпиль

Мы предлагаем вам пуримшпиль, текст которого стилизован под текст Торы. Он является, по сути, либретто, словами автора, канвой. Как вы поставите пуримский спектакль с ребятами в вашей группе, зависит только от вас. Используйте любые художественные средства, какие только пожелаете: костюмы, декорации, танцы или песни. К примеру, текст пуримшпиля можно читать по ролям, сопровождая пантомимой или рисунками.

Подобная интерактивная форма подачи информации поможет детям запомнить что-нибудь о Пуриме.

Музыкальный руководитель вашего детского сада вместе с воспитателями, обладающими творческим потенциалом и желающими участвовать в подготовке праздника, могут обработать предложенный текст для постановки: подобрать фонограммы, свет (к этому можно и нужно подключать родителей). 

Скачать текст пуримшпиля в формате.pdf.

 

Песах ↑

Песах — самый древний из еврейских праздников. Он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории, а именно с исходом из Египта около 3300 лет назад. Праздник начинается пятнадцатого нисана, длится семь дней в Израиле и восемь — за его пределами. Таким образом, он выпадает на март или на апрель. 

Поначалу евреев радушно приняли в земле Гошен, одной из провинций Египта, но позже к ним были приняты особые меры: на них возложили особенно тяжелую трудовую повинность, их дома прослушивались и досматривались, жен разлучали с мужьями, новорожденных мальчиков убивали. Из рабства израильтян вывел Моисей, один из таких мальчиков, которому чудесным образом удалось выжить и попасть на воспитание во дворец фараона. Однажды Моисей увидел, как египтянин избивает еврея, и убил злодея, за что был приговорен к смерти. Бежав, он много лет жил в странах Африки и Среднего Востока, пока однажды голос Всевышнего, раздавшийся из горящего, но не сгорающего куста, или Неопалимой купины, не повелел ему вернуться в Египет.

Фараон не захотел отпускать евреев с Моисеем, и Б-г наслал на Египет десять казней: превращение нильской воды в кровь, нашествие лягушек, затем — кровососущих насекомых, затем — песьих мух, мор скота, появление язв и нарывов, гибель урожая от огненного града и затем — от саранчи, кромешную тьму, которая продолжалась три дня, и смерть первенцев.

Покидать Египет евреям пришлось в спешке, ведь египетская армия во главе с фараоном гналась за ними по пятам. Однако на седьмой день Исхода Красное море расступилось перед Моисеем и всеми, кто шел с ним, а затем сомкнуло свои воды над головой египтян.

Центральное событие праздника — пасхальный вечер, или седер, четырнадцатого нисана. Его проведение тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать рассказ об Исходе из Египта и провести трапезу в соответствии с традицией. К примеру, нужно выпить четыре чаши вина или виноградного сока, съесть по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку, попробовать марор, или горькую зелень: от хрена до листьев салата.

Праздничная трапеза, во время которой соблюдаются одни и те же обычаи, в миллионах еврейских семей во всех странах мира — это удивительное явление, помогающее понять, как удалось евреям остаться единым народом в условиях многовекового рассеяния. 

Представление на Песах

Мы предлагаем сценарий некого интерактивного представления, в котором в качестве действующих лиц участвуют персонажи и события Исхода: Моисей, фараон и десять казней. Обращаем ваше внимание, что казни — это тоже роли, которые играют дети. Ребенок как бы становится олицетворением события. Он сам придумывает слова и движения, которые, на его взгляд, соотносятся с той или иной казнью, а затем повторяет их в течение всей постановки. Задача взрослого ведущего — помочь подобрать фразы и отсечь лишнее.

Подобная интерактивная форма подачи информации поможет детям запомнить что-нибудь о Песахе.

В постановке мы использовали принцип из сказки «Репка».

Музыкальный руководитель вашего детского сада вместе с воспитателями, обладающими творческим потенциалом и желающими участвовать в подготовке праздника, могут обработать сценарий праздника для постановки: подобрать фонограммы, свет, костюмы (к этому можно и нужно подключать родителей). 

Скачать сценарий в формате.pdf. 

 

Игры к праздникам ↑

Родители постоянно спрашивают своего ребенка: «А что ты делал сегодня в садике?» — и только самые понимающие из них способны правильно толковать ответ: «Мама, представляешь, мы целый день играли!». Тут важно даже не во что играл ребенок, а с кем. Потому что если взрослый участвует в игре, то, скорее всего, в ней присутствует развивающий момент. Вспомните, к примеру, игру в доктора. Как сильно различается взаимное разглядывание за занавесками от «взаправдашнего» приема у «доктора», роль которого исполняет взрослый! Родитель или воспитатель придумывает разнообразные хитрые диагнозы, причины возникновения «заболевания», его лечение. Взрослый на начальном этапе игр нужен как ведущий и иногда даже как участник. После бывает достаточно наблюдения со стороны. 

К праздникам, о которых вы рассказываете ребятам в группе, можно привязать различные игры. Мы делаем это, используя вместо привычных элементов и персонажей — реалии и героев тех событий, которые послужили поводом к установлению той или иной торжественной даты. К примеру, вместо того чтобы играть в красных и белых, ребята в вашей группе могут примерить на себя роли греков и маккавеев. Суть забавы не изменится, а кое-какие знания в головах у детей осядут.

Чрезвычайно оживят ващу группу ролевые игры. С их помощью прекрасно отрабатывается умение дружить и сотрудничать. Играть в них можно бесконечно. Однако будьте готовы! Есть у ролевых игр один минус, который одновременно является и громадным плюсом: для них почти невозможно написать полный сценарий, ими надо бредить! Вы столкнетесь с иными реалиями, непохожими на те, что окружают вас при сценарной постановке. Так студенты в ВУЗе творят, что хотят, придумывают любые механизмы, всевозможные проекты зданий, философские направления! В отличие от взрослых специалистов, они свободны, им не нужно доказывать собственную гениальность, чтобы дать простор воображению. Воспитателю же важно сочетать в себе творческий порыв со способностью дисциплинированно соблюдать всевозможные методические указания.

Обзаведитесь так называемым домашним персонажем. Это может быть выдуманный человечек или зверек, который живет буквально по соседству и которого, используя известную долю фантазии, можно даже увидеть. Хорошо, если его история будет иметь отношение к еврейским традициям и культуре, а ролевая ситуация — развиваться по мере приближения к празднику или к шаббату. К примеру, пусть к вашему домашнему персонажу приедут родственники, пусть он подружится с кем-нибудь, захочет поиграть в незнакомые ему игры. Это поможет ребятам в группе включиться в процесс подготовки к празднику, освоить новый материал.

Таким домашним персонажем у нас в садике в Невском районе была Мофа, которая жила в подвале, любила есть конфеты и слушать соловья. Мы ходили к ней в гости и, можно сказать, встречались с ней. Во всяком случае, дети точно уверены, что видели ее. Мофа «пролезала» во все наши игры, сопровождала тихие часы, шаббаты, параздники. Некоторые дети счастливо прожили с ней четыре года.

Мы предлагаем вам некоторое количество игр, в которые вы можете играть с вашими детьми. Многие из них вам знакомы: в какие-то мы сами играли в детстве, идеи для других взяли из методичек, для третьих — позаимствовали у Фопеля. Использование традиционных персонажей и реквизита в качестве элементов игры помогает привязать их практически к любому празднику из тех, что мы рассматриваем в рамках нашей программы.

Помните, что ребята разных возрастов требуют различного подхода. Играя с малышами до двух лет, мы делаем акцент на действиях с игрушками и предметами-заместителями. С ребятами до четырех лет — на ролевом поведении и соотношении роли с определенным набором атрибутов. С детьми постарше — на умении выстраивать сюжет. Предложенные игры годятся для многих возрастов, однако вам самим придется адаптировать их: возьмите в игру поменьше карточек, предметов, персонажей, сократите дистанцию и тому подобное.

Не забывайте, что для всестороннего развития детей важно, чтобы в любом возрасте они играли не только со взрослыми и под их наблюдением, но и самостоятельно. 

Обратите внимание, что, соответветвующим образом изменяя приведенные ниже игры, вы можете привязывать их к различным праздникам, в том числе и к традицонным государственным, к известным сказкам, к мультфильмам, которые любят дети в вашей группе, к чему угодно! Наша цель предоставить вам не конкретный список, а поле для творческой деятельности. Фантазируйте, пробуйте, изобретайте!

Желаем вам и вашим ребятам веселого времяпрепровождения!

Парочки 

Парочка — это две карточки с одинаковыми изображениями. Их вы можете сделать вместе с ребятами в вашей группе: нарежьте лист картона на одинаковые квадратики и приклейте к ним картинки с персонажами и атрибутами, связанными с тем или иным праздником.

Возьмите несколько таких парочек (начните с восьми и увеличивайте это количество, если дети будут хорошо справляться). Разложите их на столе рубашками вверх. Дети по очереди переворачивают по две карточки. Если изображения совпали, ребенок забирает парочку себе и зарабатывает таким образом баллы. В противном случае карточки возвращаются на место и переворачиваются рубашкой вверх. 

Используя определенную долю фантазии, вы можете создавать не только визуальные, но и нюхательные, тактильные и аудиальные парочки.

К примеру, подготовьте парочки флакончиков с ароматическими маслами с запахами инжира, винограда, граната и других плодов, которые подают на стол на Ту би-Шват, или — яблок, меда, традиционных для Рош ha-Шана. Возьмите такое количество парочек, чтобы дети не запутались.

Тактильные парочки — это мешочки с различным содержимым, которое дети смогут щупать. Можно наполнить такие мешочки семечками подсолнечника и тыквы, крупами, сушеным горохом. Это игру легко привязать к Ту би-Шват — празднику, связанному с растениями и урожаем.

Аудиальные парочки — это баночки с жидкостями или чем-то сыпучим или гремящим. Налейте в них воды, насыпьте песка, бросьте камешки. Постарайтесь, чтобы звуки, которые издают разные парочки, как можно лучше различались.

Во всех играх важно, чтобы разные парочки не отличались друг от друга внешне. 

Расскажи стишок руками 

Ведущий читает стишок или поет песенку о соответствующем празднике и иллюстрирует свои слова с помощью движений. Поначалу в роли ведущего может выступать воспитатель, позже можно подключать ребят на эту роль.

Стишки и песенки вы можете сочинить совместно с музыкальным руководителем или или с детьми в вашей группе.

Мы предлагаем вам пример того, что у нас получилось придумать к Хануке. 

Играет мелодия из мультфильма «Бременские музыканты». 

Ничего на свете лучше нету

хлопают в ладоши

Для евреев, чем стремиться к свету!

поднимают руки ладошками вверх

Солнце, Храм и небо голубое —

кружатся

Наше счастье жить такой судьбою!

подносят руки к сердцу

Ла-ла-ла-ла-ла! Возьмемся за руки!

берутся за руки

Было дело, захотели греки

сжимают кулаки

Веру с Храмом отобрать навеки!

качают головой

Мы пойдем сражаться за свободу,

размахивают воображаемой саблей над головой

Смех и радость мы вернем народу!

берутся за руки

Ла-ла-ла-ла-ла! Воюет наш народ!

размахивают воображаемой саблей над головой

Модиин — деревня небольшая.

руками изображают крышу над головой

Братья жили дружно, не скучая.

берутся за руки и раскачиваются

Но напали грозные злодеи,

сжимают кулаки

И пошли на подвиг Макковеи!

размахивают воображаемой саблей над головой

Ла-ла-ла-ла-ла! Герои Хануки!

отдают честь

Выгнали из Храма хулиганов,

пинают ногами

Вымели осколки истуканов.

выметают руками

И до чуда нам один шажочек!

делают шаг вперед на слове «шажочек»

Будем с маслом мы искать горшочек!

прикладывают ладошку козырьком ко лбу и вертятся

Ла-ла-ла-ла-ла! Горшочек с маслицем!

поднимают перед собой ладошки лодочкой

Игры в кругу 

Шофар

Ведущий — в первый раз это должен быть взрослый, потом можно подключать ребят, — дудит, изображая звуки шофара. Дети, сидящие в кругу, должны повторить последовательность звуков: все вместе или по очереди, всю музыкальную фразу или по одному звуку. Следует, однако, выдерживать паузы и высоту. Задания усложняются. Потом можно даже спросить, о чем пел шофар. 

«Говорящий» мяч

Стоя в кругу, дети перекидывают мяч. Бросающий говорит поймавшему комплимент, добрые слова. Можно говорить утрированно сладкие слова — еще и легче. Важно проследить, чтобы каждый ребенок услышал что-то хорошее в свой адрес. В преддверии Йом-Кипур можно таким же образом просить прощения за обиды, нанесенные друг другу в прошлом году. 

Пчелки

В эту игру мы играем во время осенних праздников. Дети сидят в кругу. Выбирают маму или папу для пчелок. Тот, кого выбрали, выходит за дверь. Ребята выбирают одну или двух пчелок, которые по какой-то причине не спят: у них болит живот, они волнуются из-за праздника и тому подобное. Эти пчелки тихонько жужжат. Все дети закрывают головы руками, сворачиваются на стуле — спят. Один или два ребенка продолжают негромко жужжать. Родитель пчелок должен определить, проходя по кругу, кто не спит.

Дворец Ахашвероша

Дети садятся в круг и строят дворец Ахашвероша: рисуют по очереди по одному элементу или прикрепляют к ковролиновому коврику по одной геометрической фигуре, или кладут по одному кубику. В итоге должен получиться ослепительной красоты дворец. Следите, чтобы дети соблюдали очередность: каждый ребенок может использовать только один элемент за один раз. 

Подарок

Стоя в кругу, дети передают другу другу воображаемые предметы. Каждый ребенок должен придумать, что он хочет подарить соседу. Нужно как можно точнее притвориться, что держишь описываемый предмет в руках, выразить это жестами, позой, выражением лица. Передавать и принимать подарок нужно соответствующим образом. К примеру, если это кошка, то и держать ее нужно так, как держат кошку. Акт передачи сопровождаем словами: «[Имя ребенка], я дарю тебе... мяч!». В преддверии праздника ребята могут дарить друг другу атрибуты, связанные с ним. Допустим: «[Имя ребенка], на Ту би-Шват я дарю тебе... гранат!». 

Сходства

Дети стоят в кругу. Каждый ребенок по очереди находит в любом другом ребенке какое-то сходство с собой, встает и рассказывает подробно, кто похож на него и чем. Ценятся развернутые предложения. Сходство может быть любым: в одежде, в характере, в поведении. Накануне праздников ребята могут искать в себе или в товарищах сходство с персонажами, которых вы обсуждали в группе. 

Пойми меня

Водящий выходит в другую комнату. Сидя в кругу, дети загадывают персонажа из мидраша, героя праздника, атрибут шаббата или блюдо традиционной кухни. Водящий возвращается, и дети по очереди красочно рассказывают или показывают жестами то, что загадали. При этом нельзя использовать имя персонажа или название предмета. 

Сотворение мира

Первый ребенок говорит, что было создано в первый день, второй повторяет за ним и добавляет, что было создано во второй день, третий воспроизводит слова предыдущего игрока и рассказывает, что было создано в третий день и так далее. Можно перечислять дни не по порядку. Тогда ребятам нужно будет проявить больше внимательности, повторяя сказанное товарищами.

В эту игру можно играть, используя атрибуты любого праздника или шаббата или перечисляя ключевые моменты историй, которые нужно запомнить. 

Рисуем музыку

Дети садятся вокруг листа бумаги. Каждому ребенку дается два мелка: по одному в каждую руку. Включаем музыку, нужную нам для реализации той или иной идеи. При подготовке к тому или иному празднику, вы можете использовать мелодии из будущей постановки.

Дети должны нарисовать саму музыку. Они могут закрыть глаза или улечься на полу вокруг листа бумаги, или даже лечь на спину и закинуть руки с мелками за голову. Такое времяпрепровождение не только открывает для детей новый способ рисовать, а значит — самовыражаться, но и успокаивает их, помогает им усвоить музыкальный материал. 

Мешок

В мешочек сложите карточки с изображениями того, о чем хотите поговорить с ребятами: к примеру, атрибутов того или иного праздника. Дети садятся в круг. Ребенок вытаскивает карточку и сочиняет предложение, используя название того, что видит на картинке. Следующий игрок тянет другую карточку и сочиняет свое предложение, продолжая сказанное товарищем, и так далее, чтобы получилась законченная история.

Существует и более простой вариает этой игры, при котором каждый ребенок должен сочинить отдельную историю или хотя бы развернутое предложение о предмете, изображенном на карточке. В этом случае он не зависит о того, что говорили другие дети.

Также вместо карточек можно использовать и сами предметы, если они небольшого размера. 

Находка

Детям, которые сидят в кругу, раздаются предметы, завернутые в бумагу. Это могут быть случайные предметы с вкраплениями атрибутов, традиционных для еврейских праздников. По очереди ребята разворачивают пакеты и начинают рассказывать: «Ой, да это же дрейдл, который я потеряла давным-давно! Это моя самая любимая вещь, потому что...» Ребенок придумывает, почему предмет так дорог ему, как он потерялся, почему так хорошо, что он нашелся и тому подобное. Потом можно спросить, что из рассказанного произошло на самом деле. Ведущий и ребята могут помогать игроку сочинять историю. 

Придумай вопрос

Ведущий исполняет роль какого-нибудь персонажа. Сперва это должен быть взрослый, позже можно попробовать доверить эту роль кому-нибудь из ребят. Ведущий представляется. Можно использовать любых героев из историй о праздниках, которые вы обсуждали в группе. Ребята по очереди придумывают вопросы и задают их ведущему. 

Голоса

Пустите по кругу нарядный пакетик. У него внутри разные голоса. Дети по очереди «достают» из пакетика какой-нибудь из них. Ребенок сам придумывает, чей голос ему достался и затем, используя его, произносит условленную фразу или строчку из стихотворения, или что-то иное. Остальные дети должны догадаться, кому на самом деле принадлежит новый голос водящего. Попробуйте использовать голоса традиционных для еврейской культуры персонажей. 

Тихая викторина

Ведущий задает вопрос о том или ином празднике. Ребенок, который нашел ответ, поднимает вверх большой палец. Когда, по мнению ведущего, рук поднято достаточно, он считает: «Раз, два, три!» Дети должны все вместе прошептать ответ. Эта игра учит ребят делать паузу перед тем, как сказать ответ, а медлительным детям дает больше времени на размышления. 

Волшебная палочка

Дети сидят в кругу и рассказывают о чем-нибудь, например, делятся впечатлениями о прошедшем празднике, о своем участии в сценической постановке и тому подобном. Говорить может только тот ребенок, у кого в руках волшебная палочка. Она должна быть нарядной. Кстати, вместо волшебной палочки можно использовать микрофон так ребятам может быть даже понятней. 

Личики

Ребята садятся в круг. Все вместе отрабывают несколько выражений лица: свирепое, веселое, печальное. Ведущий называет героя или описывает ситуацию. Используйте традиционных персонажей еврейской культуры и рассказы о событиях, которые сделали их известными. Дети изображают соответствующее, по их мнению, выражение лица. Можно попросить объяснить, почему именно так. 

Подвижные игры 

Рыба

В эту игру мы играем в преддверии Рош ha-Шана, однако вы, проявив должную изобретательность, можете адаптировать ее к любому другому празднику.

Выбираете двух водящих. Остальные участники становятся по кругу парами, один позади другого, лицом к центру. Они голова и хвост рыбы. Расстояние между «рыбами» один-два шага. Водящие находятся за кругом. По выбору один из них убегает, другой — догоняет. Бегать можно только по кругу, не пересекая его. Задача того, кто ловит, запятнать убегающего, который, в свою очередь, стремится вбежать в круг и встать впереди какой-нибудь «рыбы». В этой ситуации он становится головой, бывшая голова хвостом, а бывший хвост — водящим и должен ускользнуть от догоняющего. Если тому удается запятнать убегающего, то они должны меняться ролями. 

Маккавеи

Дети делятся на две команды: греков и маккавеев. Каждый ребенок делает себе из газеты или бумаги плотный мяч. Дети выстраиваются в две шеренги. Начинается сражение: ребята стараются как можно быстрее перебросить мячи на сторону противника. По команде игра заканчивается. Выигрывают те, на чьей стороне лежит меньше мячей. 

Египтянин

В эту игру мы играем в преддверии Песаха, когда рассказываем детям об Исходе.

Дети выбирают водящего. Это египтянин, оставшийся в кромешной тьме, когда во всех домах израильтян было светло. Ему завязывают глаза, в то время как остальные игроки расходятся по комнате. Водящий кричит имя одного из детей. Этот ребенок не двигается с места, а только стучит по какому-нибудь предмету, который находится рядом с ним. Например, по столу, по батарее, по мячу. Можно что-нибудь уронить, скажем, книгу или игрушку. Стук надо повторить несколько раз. Водящий должен сказать, где стоит ребенок, которого он звал. 

Мертвое море

Еще одна игра, адаптированная для Песаха. Расскажите ребятам о Мертвом море. Вода в нем очень плотная. Роль этой воды в игре исполняют дети. Они становятся в круг вплотную друг к другу. Им нужно не только изобразить воду, но и почувствовать себя ею, перенять ее движения. Вот мы набрали большой таз воды из Мертвого моря. Водящий раскачивает таз в разные стороны и с разной силой, а дети в кругу колышутся, но — с пластикой воды. Когда водящий останавливается, вода еще продолжает плескаться. 

Превращения

Звучит музыка. Дети ходят по комнате. Музыка останавливается, и ведущий — это должен быть взрослый, — сообщает детям, кого они должны изобразить: Авраама, Эстер, Ахашвероша, Моисея и тому подобных персонажей. В следующем туре добавляем эмоцию. Ведущий просит ребят изобразить, к примеру, грустную Эстер, сердитого Авраама и так далее. 

Музыкальные пальчики

Один ребенок ложится на мат или одеяло, четверо детей встают с одной стороны, четверо — с другой, еще один — в изголовье. Играет музыка, и дети в такт начинают постукивать пальчиками по лежащему ребенку. Они могут делать это легонько или посильнее, но в любом случае не причиняя неудобств. Никто не имеет права говорить, кроме лежащего ребенка: он может направлять движения рук и пальцев.

В этой игре вы можете использовать, к примеру, мелодии из предстоящих спектаклей. Это поможет детям усвоить музыкальный материал. 

Игры, налаживающие отношения в группе 

Подготовка к празднику  это время, когда все ощущают волнение, беспокоятся, становятся эмоциональными, предвкушая грядущее торжество или нервничая по поводу его приближения. В такие моменты особенно важно, чтобы у ребят в группе сохранялись хорошие отношения, чтобы каждый чувствовал поддержку со стороны товарищей. Однако сами дети в этот период становятся более чувствительными к обидным словам, больше переживают за себя, чем за остальных. Им нужна помощь взрослого, который сможет поспособствовать разрешению отдельных конфликтов и проследить за тем, чтобы атмосфера в целом оставалась благоприятной.

Для того чтобы наладить отношения между ребятами в вашей группе, устранить недоверие между ними, укрепить их дружбу и сохранить равновесие в их общении, мы предлагаем вам следующие игры. 

Раскрась в цвета любви

Попросите детей разделиться на пары. Все вместе, включая ведущего, вытягивают вперед руки и воображают, что они покрыты чудесным цветом любви. Пусть ребята расскажут, какой цвет они представляют. Теперь нужно раскрасить друг друга в цвета нежности, любви, доброты. Раскрашивая, дети должны объяснить, какие цвета они выбрали для товарища. 

Равновесие

Дети садятся на пол в двойной круг так, чтобы попарно сидеть друг напротив друга. Ребята в каждой паре берутся за руки и как можно дальше отклоняются назад, сохраняя равновесие. Затем — встают на колени, снова берутся за руки и отклоняются назад. Затем повторяют то же самое, встав на ноги и составив ступни как можно ближе друг к другу. Насколько далеко ребята могут отклониться? Потом они меняются партнерами. 

Глубокий сон

Дети делятся на пары. Один из получившейся пары ложится и представляет себе, будто он заснул и будто даже его руки и ноги очень крепко спят и почти не чувствуют, что с ними делает второй ребенок. Тот может медленно поднимать и опускать руки или ноги «спящего», сгибать их в коленях и так далее. Нужно стараться «не разбудить» партнера. Потом дети меняются ролями.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Секс шоп Взрослый мир - интим магазин товаров для взрослых Гном как вызвать днём

Сценарий для ролевых Сценарий для ролевых Сценарий для ролевых Сценарий для ролевых Сценарий для ролевых Сценарий для ролевых Сценарий для ролевых

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ